Да, у нас есть кризис идентичности. Но не национальной

Когда миллионы людей не чувствуют причастности к государству - вот кризис!

"Мы сегодня остро переживаем кризис идентичности. Это линия, которая проходит между двумя основными гражданскими самоидентификациями, которые постоянно сталкиваются. Одна из них — проукраинская. Она имеет память — о своем национальном происхождении, о своей национальной принадлежности к Украине, к ее истории, к сообществу, которое когда-то было, которое есть и должно быть. «І мертвим, і живим, і ненародженим». Это то, что называется «чуття єдиної родини», только не советской, а украинской. А другая часть — эта та, которая сохранилась после Советского Союза. Она ориентируется на память советского образа жизни и на русский язык, на постсоветские нормы поведения — особенно политического. Некоторые ориентируются и просто на Россию. Иначе говоря, это борьба двух идентичностей, которая постоянно трансформируется в политические баталии, политическое несогласие".
Это говорит не сетевой активист, а доктор наук, заведующий отделом философии культуры, этики и эстетики Института философии НАНУ Евгений Быстрицкий, который дальше развивает мысль о том, что все проблемы Украины - от отсутствия сплоченной идентичности нации, культурной идентичности. Только не нужно быть доктором философии, чтобы повторять за галицкими подвижниками максиму про "брак націоналізму серед широкого загалу".

 


Человек, к мнению которого мы вроде бы должны максимально внимательно прислушиваться, всего лишь продолжает лепить кривобокий миф, пересыпая его цитатами из Хайдеггера и Ницше. Как истинный конъюнктурщик, вдоволь насосавшийся от советских благ, а потом руководивший фондом Сороса, он спешит вслед за линией партии, отталкиваясь от ложных посылов: "идентичность одна", "нация этнична", "все советское - плохо".
Но капитальная постановка проблемы интересна. Мне кажется, что конфликт проходит не по линии "истинно украинское - враждебное советское (русское)", а по линии людей большого и малого мира.
Олигарх может быть человеком малого мира, несмотря на все свои обороты и "государствообразующий бизнес". Ахметов мог бы стать украинским Илоном Маском, утирая слезу провожать космические корабли, дарить миру вакцины от смертельных вирусов, построить суперсистему нового образования. Да мало ли что. А он мутит схемы, при которых можно покупать дешевую электроэнергию госкомпании и барыжить с наценкой.
Про узколобых адептов западноукраинского национализма нечего и говорить: всю полноту власти в стране они использовали для того, чтобы с потрохами отдать Украину иностранцам. И дальше заниматься своим малым миром - мовой, переписыванием истории, удушением несогласных.
А в том же издании «Хаксли», ссылка на которое в комментах, недавно появилось интервью ученого с мировым именем в области химии, материаловедения и нанотехнологий, киевлянина Юрия Гогоци. Он уехал из страны в 1990 году, получив все лучшее от советской системы образования. Его дети выросли в США. Но он говорит: "Я себя чувствую украинцем, мои дети гордо говорят, что они украинцы, и носят футболки с желто-голубым флагом". Как видите, национальная идентичность - это весьма несложно. У меня был один знакомый, который последовательно чувствовал себя немецким эсэсовцем, скифом и расово верным украинцем Сонечко-Цьомаю-Тебе.
Человек большого мира может жить и в селе, пасти коров, говорить только по-украински. Но способ мышления, кругозор, желание иметь нечто большее нежели сортир на улице, - причем для всех - отличает его соседей.
Люди большого мира носили вышиванку и пели за столом "Несе Галя воду". Но вдобавок собрали в одних границах земли этнических украинцев, покрыли их сетью дорог, дали в современные дома свет, газ, воду; дали работу, технический прогресс, образование, медицину и науку. Люди малого мира с облегчением стряхнули налет цивилизации, растащили прогресс на металл, распродали страну и заставляют всех петь в вышиванке, утверждая, что этого достаточно. Что нужно "знать историю" - и дальше всё пойдет как-то само.
Причем именно тут и стоит говорить о политической традиции, которая в обоих мирах советская. Просто потому, что другой здесь не было и не будет, по всей видимости. Разница лишь в том, что представители малого мира берут от нее все самое худшее, поскольку это Сталин плохой и ему нельзя. А мы хорошие и нам все то же самое можно.
Действительно, кризис идентичности есть. Только не национальной. В широком смысле это осознание принадлежности к чему бы то ни было. И если десятки миллионов людей не ощущают своей принадлежности к государству, если у них нет не то, что общего интереса, но вообще желания его искать, то да. Тут, с.ка, кризис.
"Это онтологические проблемы — проблемы нашего существования, экзистенции, выхода за пределы своего мира и вечное возвращение в него, если угодно. Задача философии и состоит в том, чтобы их прояснять для самопонимания людей", - умно завершает свой блог доктор Быстрицкий, явно не желая ничего прояснять. Потому что у людей малого мира всегда есть персональное теплое место в чужом проекте. А они сейчас власть.

 

Дмитрий Заборин


 

Читайте также!

 

 

 

 

- Война с Россией уже давно идет на территории США и ЕС
- Когда Украина, наконец-то, ощутит американскую помощь?
- Обещания вселяют надежду: когда Украина получит истребители F-16
- Потери российских оккупантов в наступлении и ресурс на перспективу
- Пропагандонство: три парадигмы путинского телевидения
- Где грань: две ключевые способности генеративного ИИ
- Четыре крупных банка Китая перестали принимать юани из России
13:31Октябрь, 31 2020 749

ТОП Новости 
неделя
месяц